Разделы:

Автотехническая экспертиза

Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала. Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ выделяются следующие виды:

  • судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • судебная экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
  • судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Объекты судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места наезда (столкновения) в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации согласно Правилам дорожного движения (ПДД);
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями ПДД они регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД, для предотвращения происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность обнаружить возникновение опасности для движения);
  • определение причинной связи между несоответствиями действий водителя ТС требованиям ПДД и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т. п.).

Отдельные задачи экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП.

Объекты судебной экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства, трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т. д. (не являются объектами исследования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта).

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

В рамках судебной экспертизы технического состояния ТС решаются следующие задачи:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за тех-ническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Отдельные задачи экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой и/или трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) – это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения, наезда, опрокидывания.

Объекты судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  • определение механизма столкновения ТС, опрокидывания, наезда на неподвижное препятствие;
  • установление характера и траекторий движения ТС до и после ДТП;
  • установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  • установление угла столкновения ТС;
  • установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  • установление расположения места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контакта;
  • установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС;
  • установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах, при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  • установление механизма наезда на пешехода;
  • определение места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  • установление взаиморасположения человека и частей ТС в момент первичного контакта;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для ее сопоставления с показаниями свидетелей.

Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Объекты судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.

Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

  • определение основных классификационных признаков автомобильной дороги, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие;
  • определение обустройства участка автомобильной дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары, и т. п.);
  • исследование состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие;
  • исследование условий видимости и обзорности элементов обустройства автомобильной дороги с рабочего места водителя транспортного средства;
  • исследование эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги, изменяющегося в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания, на соответствие нормативным требованиям, предъявляемым к переменным параметрам автомобильной дороги, ее обустройству;
  • определение соответствия технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, требованиям нормативно-технической документации;
  • установление причинной связи между техническим состоянием участка автомобильной дороги и произошедшим на нем дорожно-транспортным происшествием.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ – определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности. В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

  1. По всем делам, связанным с расследованием ДТП.

    1.1. Фабула ДТП с подробным описанием ДТС.

    1.2. Дорожные условия: тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.д.); состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части; состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП; размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.); продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо горизонтальный); наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.; установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т.д.); дата и время суток ДТП; месторасположение ДТП (населенный пункт, ненаселенный пункт и т.д.); дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;

    1.3. Наличие следов ТС на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения и до оси каких колес (передней или задней) измерен след. В случае если ТС в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота. В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка; при пересечении под углом, отличающимся от прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на обочину). В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий). В случае если у ТС затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать, какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.

    1.4. Скорость движения ТС, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.

    1.5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).

    1.6. Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом).

    1.7. Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.).

    1.8. Техническое состояние ТС до ДТП.

    1.9. Марка, модель ТС.

    1.10. Наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.).

    1.11. Степень загруженности ТС (вес груза и/или количество пассажиров); в случае если груз негабаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.

    1.12. В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).

  2. Дополнительные исходные данные для случаев наезда на пешеходов (велосипедистов).

    2.1. Момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда.

    2.2. Направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к ТС – в этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС происходило это сближение; то же самое для случая движения во встречном для ТС направлении; в случае движения в перпендикулярном направлении указать, «слева направо» или «справа налево».

    2.3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда; если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался – время остановки; для велосипедиста, в случае если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение.

    2.4. Какой частью ТС был произведен контакт с пешеходом при наезде.

    2.5. Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял – координаты места наезда относительно следов торможения либо на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.

    2.6. В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать: интервал между ТС и препятствием, ограничивающим обзорность; скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии; вид и модель ТС, ограничивающего обзорность; направление движения ТС, ограничивающего обзорность; при одинаковых скоростях ТС и попутном движении – дистанцию; при различных скоростях ТС при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении – расстояние от ТС, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность; для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда.

    2.7. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо указывать дальности видимости дороги и препятствия – обе величины определяются экспериментальным путем (эксперимент необходимо проводить в условиях, наиболее приближенных к условиям на месте совершения ДТП).

  3. Дополнительные исходные данные для случаев столкновения ТС.

    3.1. На перекрестках.

    3.1.1. Обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора, и т.д.

    3.1.2. Порядок организации движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах).

    3.1.3. Наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия.

    3.1.4. Наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы.

    3.1.5. Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка.

    3.1.6. Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.

    3.1.7. Расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекресток.

    3.1.8. Техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение.

    3.2. Дорога вне населенных пунктов.

    3.2.1. Попутное или встречное столкновение.

    3.2.2. Применялось или не применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения до остановки.

    3.2.3. Момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.

    3.2.4. Какими частями столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения.

    3.2.5. Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения.

    3.2.6. Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ.

    3.2.7. Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ.

    3.2.8. Расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.

    3.2.9. Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС относительно границ и оси проезжей части.

    3.2.10. При столкновении в темное время суток – расстояния видимости дороги и препятствия.

  4. Дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости ТС.

    4.1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по различным траекториям).

    4.2. Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.

Приведенный перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет следователям (суду) сориентироваться во всем многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю (суду) об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных.

Обновлено: 15.08.2022

Все права принадлежат РФЦСЭ при Минюсте России.